Як-40

Расположение кресел в самолете ЯК-40

*Компоновка салона самолета может отличаться в зависимости от авиакомпании.

Технические характеристики самолета ЯК-40

Назначение самолета ЯК-40
Региональный самолет, предназначенный для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях
Размеры самолета ЯК-40
размах крыла 25,0 м
длина самолета 20,36 м
высота самолета 6,5 м
Летные данные самолета ЯК-40
крейсерская скорость 470 км/ч
посадочных мест в эконом классе до 32
Экипаж самолета ЯК-40
2-3 пилота
Грузовые характеристики
максимальный взлетный вес 16,1 тонн
максимальный посадочный вес 16,1 тонн
максимальная коммерческая загрузка - 2,72 тонны
Двигатели
3 двухконтурных турбореактивных двигателя
взлетная тяга 1500 кгс
расход авиатоплива 1,15 т/ч

Самолет Як-40 - региональный самолет, предназначенный для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Разработка самолета Як-40 началась в 1965 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева, а 21 октября 1966 г. состоялся первый полет опытного образца, который стал первым в России и в мире реактивным самолетом, предназначенным для использования на местных авиалиниях, а также первым из российских самолетов, получивших сертификат летной годности в странах Запада. В 1968 году серийное производство самолета Як-40 было налажено на Саратовском авиазаводе, и всего за эти годы было произведено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран.

Проектируя самолет, ОКБ им. А. С. Яковлева заложило в его конструкцию избыточный запас прочности. Взлетно-посадочные характеристики самолета позволяют эксплуатировать его с грунтовых взлетно-посадочных полос. По внешней компоновке самолет Як-40 представляет собой моноплан со свободнонесущим низко расположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, задним расположением двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Самолет имеет малую удельную нагрузку на крыло, обладает большой подъемной силой. Самолет оснащен тремя турбореактивными двигателями АИ-25: два установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа. Большая энерговооруженность машины обеспечивает взлет с высокогорных аэродромов (до 2500 метров над уровнем моря) в условиях высоких температур. Пассажирский салон самолета Як-40 эконом класса позволяет принять на борт 32 пассажира.
Модификации
Самолет Як-40Д - имеет два дополнительных топливных кессона, которые позволяют увеличить общую максимальную емкость заправляемого топлива до 6 тонн. Як-40Д оборудован системой централизованной заправки с дискретным топливомером для измерения количества топлива в дополнительных кессонах и управления централизованной заправкой. На него устанавливается аэронавигационное оборудование для полетов по международным авиалиниям.
Самолет Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант
Самолет Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 3200 кг
Самолет Як-40 'Калибровщик' - вариант для проверки работы наземных радиомаяков
Самолеты Як-40 'Аква', 'Лирос', 'Метео', 'Фобос' и 'Шторм' - самолеты-метеолаборатории
Самолеты Як-40 - РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний и проверки радиоэлектронного оборудования
Самолет Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого двигателя М-602
Самолет Як-40ТЛ - предлагаемый вариант с двигателями Textron-Lycoming LF507-1N (2Х31,1 кН, 2Х3180 кгс).