Як-40

Расположение кресел в самолете ЯК-40
*Компоновка салона самолета может отличаться в зависимости от авиакомпании.
Технические характеристики самолета ЯК-40
Назначение самолета ЯК-40 |
Региональный самолет, предназначенный для
пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных
авиалиниях |
Размеры самолета ЯК-40 |
размах крыла 25,0 м длина самолета 20,36 м высота самолета 6,5 м |
Летные данные самолета ЯК-40 |
крейсерская скорость 470 км/ч посадочных мест в эконом классе до 32 |
Экипаж самолета ЯК-40 |
2-3 пилота |
Грузовые характеристики |
максимальный взлетный вес 16,1 тонн максимальный посадочный вес 16,1 тонн максимальная коммерческая загрузка - 2,72 тонны |
Двигатели |
3 двухконтурных турбореактивных двигателя взлетная тяга 1500 кгс расход авиатоплива 1,15 т/ч |
Самолет Як-40 - региональный самолет, предназначенный для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Разработка самолета Як-40 началась в 1965 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева, а 21 октября 1966 г. состоялся первый полет опытного образца, который стал первым в России и в мире реактивным самолетом, предназначенным для использования на местных авиалиниях, а также первым из российских самолетов, получивших сертификат летной годности в странах Запада. В 1968 году серийное производство самолета Як-40 было налажено на Саратовском авиазаводе, и всего за эти годы было произведено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран.
Проектируя самолет, ОКБ им. А. С. Яковлева заложило в его конструкцию
избыточный запас прочности. Взлетно-посадочные характеристики самолета
позволяют эксплуатировать его с грунтовых взлетно-посадочных полос.
По внешней компоновке самолет Як-40 представляет собой моноплан со свободнонесущим
низко расположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой
стойкой, задним расположением двигателей, средний из которых оснащен
реверсивным устройством. Самолет имеет малую удельную нагрузку на крыло,
обладает большой подъемной силой. Самолет оснащен тремя турбореактивными
двигателями АИ-25: два установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа,
третий внутри хвостовой части фюзеляжа. Большая энерговооруженность
машины обеспечивает взлет с высокогорных аэродромов (до 2500 метров
над уровнем моря) в условиях высоких температур. Пассажирский салон
самолета Як-40 эконом класса позволяет принять на борт 32 пассажира.
Модификации
Самолет Як-40Д - имеет два дополнительных топливных кессона, которые
позволяют увеличить общую максимальную емкость заправляемого топлива
до 6 тонн. Як-40Д оборудован системой централизованной заправки с дискретным
топливомером для измерения количества топлива в дополнительных кессонах
и управления централизованной заправкой. На него устанавливается аэронавигационное
оборудование для полетов по международным авиалиниям.
Самолет Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант
Самолет Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой
нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 3200 кг
Самолет Як-40 'Калибровщик' - вариант для проверки работы наземных радиомаяков
Самолеты Як-40 'Аква', 'Лирос', 'Метео', 'Фобос' и 'Шторм' - самолеты-метеолаборатории
Самолеты Як-40 - РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний
и проверки радиоэлектронного оборудования
Самолет Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого
двигателя М-602
Самолет Як-40ТЛ - предлагаемый вариант с двигателями Textron-Lycoming
LF507-1N (2Х31,1 кН, 2Х3180 кгс).