VIP-tour - путешествуй с нами

Тамбов

Гостиница "Бастион"
Гостиница "Губернская"
Гостиница "Державинская"
Гостиница "Славянская"
Парк отель "Берендей"
Отель "Турист"

ТАМБОВ – административный центр Тамбовской области.
Город расположен на реке Цна, в 482 км от Москвы. Площадь — 92 км?. По данным на 2007 год население составляло 279,8 тыс. человек, плотность населения — 3041 чел./км?. КЛИМАТ умеренно-континентальный, хорошо выражены все времена года. Средняя температура самого холодного месяца (января) составляет около "-9°C", самого тёплого (июля) — около 20°C. Годовое количество осадков колеблется от 350 до 700 мм. Продолжительность тёплого периода составляет 154 дня.

ИСТОРИЯ.

Тамбов был основан 17 апреля 1636 года. По указу царя Михаила Федоровича, стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от набегов кочевников. Первоначальное название города писалось "Тонбов" и было связано с предполагаемым местом основания крепости на реке Липовица "напротив крайней мордовской деревни Тонбов" и реки Тонбов. Несмотря на то, что город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова, скорее всего, мокшанского происхождения ("тонбо" - омут). Факт основания Тамбова отражен в старинной летописи, написанной в 1788 году неизвестным автором.

По мере продвижения границ русского государства на юг, Тамбов к концу XVII века утратил былое значение военно-сторожевой крепости. В 1719 году город становится центром Тамбовской провинции, которая вошла в Азовскую, позже (в 1732 году) переименованную в Воронежскую губернию. В 1779 году он становится административным центром наместничества. В 1781 году утверждается герб города Тамбова - улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла (пчеловодства), которым с давних пор занимались жители Тамбовского края. В XVIII веке Тамбов стал губернским центром. Тамбовская губерния была существенно больше современной Тамбовской области: туда входили часть современной Мордовии, Липецкой, Воронежской и Рязанской областей.

Огромное влияние на благоустройство и развитие культурной жизни Тамбова оказал выдающийся поэт и государственный деятель XVIII века Гаврила Романович Державин, назначенный указом Екатерины II главой Тамбовского наместничества. При Державине в городе по новому плану велась застройка, именно тогда стали мостить улицы, строить плотину. Были открыты театр, народное училище с четырехгодичным сроком обучения, типография, где начала издаваться первая в России провинциальная газета "Тамбовские известия", печатались книги светского содержания. С 1796 года Тамбовское наместничество стало называться Тамбовской губернией, в состав которой входило 13 городов.

Нельзя не отметить еще одного Тамбовского губернатора – Александра Алексеевича Корнилова (брата прославленного русского адмирала – героя Севастополя). На этой должности он пробыл пять лет - с февраля 1838 года по апрель 1843 года. Именно с этим временем и связаны многие важные изменения, происшедшие в жизни не только Тамбова, но и всего края. В 1843 году открывается институт для воспитания дочерей обедневших дворян. В первый же год по приезде Корнилова в Тамбов здесь стала издаваться газета "Тамбовские губернские новости". В 1841 году из соседнего Воронежа в Тамбов перевели школу для обучения канцеляристов, а год спустя была построена губернская земская больница и заложено здание для публичной библиотеки.

В XIX веке Тамбов был крупным центром оптовой торговли зерном. Перед Октябрьской революцией самыми крупными предприятиями Тамбова были железнодорожные мастерские (800 рабочих) и свечной завод (85 рабочих). Кроме них имелось еще порядка 30 мелких полукустарных заводиков.

В 1928 г. Тамбов перестал быть губернским центром, а вошел в состав Центрально-Черноземной области, с 1934 г. - в состав Воронежской области. Свой сегодняшний статус областного центра город приобрел в 1937 г., когда была образована Тамбовская область. В конце 30-х годов в Тамбове возобновилось строительство жилых зданий, объектов промышленного и культурного назначения. Тогда же в городе появились новые учебные заведения (школы, техникумы, пединститут, военные училища), создавались и набирали силу первые промышленные объекты (заводы «Ревтруд», «Комсомолец», АТД).

В суровые годы Великой Отечественной войны Тамбов и его жители в полной мере разделили все испытания, выпавшие на долю страны. Тамбов стал пристанищем для многих сотен беженцев. Дважды он становился фактически прифронтовым городом. Из-за близости фронта Тамбов оказался в центре формирований больших воинских подразделений. Сооружение оборонительных рубежей, бомбежки вражеской авиации, скудные продовольственные пайки, сдача донорской крови и самоотверженный труд во имя победы – все это легло на плечи тамбовчан в те незабываемые годы.

В послевоенное время Тамбов, не ощутивший на себе сильных военных разрушений, несколько лет оставался в стороне от того колоссального строительства, что происходило в городах, разрушенных войной. Большее внимания уделялось тогда развитию производственной базы города. Строились такие заводы, как котельно-механический (ныне АО «Тамбовмаш»), АТИ (ныне АО «Завод АРТИ»), АКЗ (ныне АО «Пигмент»), Тамбовская ТЭЦ.

На протяжении всех 50-60-х годов характерным явлением для Тамбова стало резко возросшее частное домостроение и строение многоэтажных домов. В те годы Тамбов далеко перешагнул за свои прежние границы в западном и северном направлениях. С 1961 г. в Тамбове началась газификация жилых и промышленных объектов. Хорошо развитая строительная отрасль города в лице таких предприятий, как тресты «Тамбовхимпромстрой», «Тамбовстрой», Тамбовский ДСК, продолжила формирование нового облика города и в 70-е годы. В этот период началось обновление центральных кварталов Тамбова. В 70-80-е годы в городе появились новые современные объекты культурно-массового назначения: ДК «Юбилейный», кинотеатры «Юность», «Аврора», дворцы спорта «Антей» и «Кристалл». В городе обновлялись и реконструировались старые городские парки и скверы.

Тамбовский государственный театр драмы

28 июня 1786 г. в Тамбов с инспекцией прибыл Тамбовский и Рязанский генерал-губернатор И.В.Гудович. Гавриил Романович Державин, ставший с марта того года начальником Тамбовского наместничества, дал по этому поводу в своем доме праздник, основу которого составляло театральное представление аллегорического характера. Текст был написан самим Державиным. Нельзя сказать, что именно этот спектакль был первым в истории нашего города, т.к. отдельные островки искусств возникали в имениях наиболее просвещённых тамбовских помещиков, но многие считают, что именно со спектакля в доме Державина и начинается летопись Тамбовского театра драмы. По инициативе наместника начинается строительство первого театрального здания, для чего из столицы был приглашен архитектор Лукини, а оборудованием театральной машинерии ведал механик Барзантий. Пока строился театр, в губернаторском доме продолжались спектакли, душой которых была супруга губернатора Екатерина Яковлевна, обучавшая актерскую молодежь из дворянских семей манерам, разрабатывавшая с ними сцены и учившая шитью сценических костюмов, а также работе над ролью. Первым спектаклем, помимо тех, основу которых составляли творения Г.Р.Державина, была постановка комедии учителя Державина в Казанской гимназии М.Веревкина "Так и должно".

В декабре 1788 года Державин в результате чиновничьих интриг был обвинён в «нецелевом расходовании средств», отстранен от должности и покинул Тамбов. Вскоре он предстал перед судом, но был оправдан.

В разные годы на Тамбовской сцене, наряду с местными актёрами, играли и мировые знаменитости: Мария Орлова (XVII век), Мочалов (1840), Самойлов (1843), Живокини (1844), Николай Хрисанфович Рыбаков (с 1876 г.), знаменитый английский трагик Айру Олдридж, сыгравший Отелло, одна из лучших учениц великого Щепкина Л.Шмитгоф.

В советский период мы говорим об именах Б.П.Шмита, заслуженного артиста РСФСР, И.А.Иварфэ, Р.И.Ангаровой, Н.И.Коварского, М.И.Коварской, М.В.Васильевой и пр.

В 1938 г. театр сильно пострадал от пожара и отремонтирован был только осенью 1940г.

История Драматического театра в годы Великой Отечественной войны достойна отдельного рассказа. Надо признать, что актёры в этот период работали без перерывов и выходных дней. На деньги, вырученные от внеплановых спектаклей, был построен самолёт «Тамбовский облдрамтеатр», проводились читки для тяжелораненых солдат.

Театр конца прошлого века отличался особой художественностью и выразительностью образов, достигнутых прекрасной музыкальной и хореографической (постановки Лены Дегиль) подготовкой труппы.

В настоящее время Тамбовский драматический театр - это синтез опыта прошлого и напористости настоящего времени. Преодолевая трудности мирового кризиса, труппа радует своего зрителя новыми зрелищными спектаклями.

Дом-музей Г.В.Чичерина

В центре города Тамбова на улице Советской стоит неприметное с виду деревянное здание. Если подойти поближе, на табличке у входа можно прочитать, что это дом-музей Георгия Васильевича Чичерина, известного дипломата и государственного деятеля. Несмотря на свою внешнюю скромность, этот двухэтажный домик, построенный в стиле русского классицизма, имеет свою интересную и неповторимую историю.

Георгий Васильевич провёл здесь своё детство с 1877 по 1886 гг. Маленького Юру (так называли будущего наркома иностранных дел СССР) родители воспитывали в любви к творчеству и искусству. Особая часть воспитания отводилась музыке. В Белом зале стоял рояль, на котором часто играл Юра. Всего же в доме Чичериных было девять комнат: кроме уже упомянутого белого, были залы зелёный, кремовый и малиновый, голубая комната, швейцарская, а так же, на втором этаже, располагались комнаты Георгия, Сони и Николая.

После революции усадьба Чичериных, как и многие другие частные владения, была национализирована. Сначала в ней располагался пансион для девочек, затем нынешний памятник культуры и архитектуры долго «ходил по рукам». И только в 1987 году Советские власти решили организовать в доме музей.

Полное восстановление исторической обстановки дома оказалось невозможной, но музей обставлен только сохранившимися вещами семьи Чичериных, собранными из фондов областного краеведческого музея и подаренными потомками дипломата. А Министерство иностранных дел СССР передало мебель из рабочего кабинета Георгия Васильевича в Народном комиссариате по иностранным делам.

Усилиями работников музея в доме и по сей день поддерживается атмосфера семьи Чичериных. Проходят традиционные вечера классической музыки. А для маленьких тамбовчан и гостей города регулярно проходит театрализованная экскурсия "В гостях у Юры Чичерина". Во время неё самые юные посетители музея могут не только поиграть в детских комнатах, но и принять участие в детском спектакле.

Приобщение к родной истории - очень важный момент в воспитании будущих граждан России. И далеко не во всех городах нашей страны существует подобная практика. В настоящее время Дом-музей Г.В.Чичерина является филиалом Тамбовского областного краеведческого музея. Посещение усадьбы и приобщение к культурной жизни дворянской семьи может стать не только увлекательным экскурсом в историю Тамбовского края, но и приятным отдыхом для всей семьи.

Тамбовский областной краеведческий музей

Тамбовский губернский музей был основан в 1879 году к 100-летию тамбовского наместничества. Комитет по организации музея состоял из тамбовского губернатора барона А.А.Фредерикса, предводителя дворянства и известного мецената Э.Д.Нарышкина, ректора Духовной семинарии архимандрита Дмитрия, преподавателя Екатерининского учительского института, историка и краеведа И.И. Дубасова.

С 1887 г. музей размещался в здании Тамбовской публичной библиотеки, а с окончанием строительства Нарышкинской читальни переместился туда, где занял всего две комнаты.

После революции, с 1918 по 1922 год в его состав вошли тамбовский городской музей, Художественный музей и передвижной музей наглядных пособий А.Ф.Бурнакова. В 1937 году, после образования Тамбовской области как административной единицы, музей получил статус Тамбовского областного краеведческого (ТОКМ).

Многие жители города не забыли те времена, когда экспозиции находились в здании нынешнего Спасо-Преображенского кафедрального собора, расположенного на Соборной площади около Вечного огня. Но с 1994 года ТОКМ обрёл своё постоянное место жительства в бывшем Доме политического просвещения. Это здание уже само по себе является памятником архитектуры 1950-х годов (стиль классицизм). Фонды же музея насчитывают более 112 тысяч экспонатов, благодаря которым жители и гости Тамбова могут ознакомиться не только с историей и природой края, но и пройти тамбовской литературной тропой известнейших поэтов государства Российского А.С.Пушкина и Е.А.Боратынского, а также узнать об истории возникновения и производства фарфора в России и Европе.

Поистине уникальными коллекциями можно считать: коллекцию русской печатной гравюры XVIII-XIX вв., коллекцию декоративных ваз (Китай, Дельфт) 2-й пол. XVIII-XIX вв., палеонтологическую коллекцию беспозвоночных животных и коллекцию горных пород, слагающих осадочный чехол.

При музее работает киоск и лекторий, есть публичная библиотека. Регулярно проходят лекции по истории, музееведению, краеведению, быту и этнографии, литературе, изобразительному искусству, природе и экологии, астрономии.

Тамбовский областной краеведческий музей – лучшее место для знакомства с историей края.

Тамбовская областная картинная галерея

В 1890 году известный меценат Э.Д Нарышкин сообщил городскому главе, что хочет построить для народных чтений здание с залой, вмещающей в себя до 600 слушателей. 1891 г. «мая 14 дня, при Государе Императоре Александре III, губернаторе бароне Рокасовском, учредителе обер-камергере Двора Его Императорского Величества Э.Д. Нарышкине, строителе А.С. Четверикове» здание было заложено и построено за полтора года. На строительство закупались только самые современные (по тому времени) строительные материалы. Здание было снабжено водопроводом, канализацией и электричеством. Читальня была открыта для публики 1 июля 1894 года. В 1917-1918 годах Нарышкинская читальня стала центром словесных баталий местных политических сил и стала называться Домом собраний и конференций. Здесь в начале марта 1918 г. на первом съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была провозглашена Советская власть в Тамбовской губернии, а в апреле 1918 г. здание и все ценности были национализированы. В 1918 г. на основе Художественного отдела читальни и национализированных произведений из частных собраний Араповых, Баратынских, Болдыревых, Нарышкиных, Строгановых в Тамбове образовался Губернский художественный музей, который был закрыт в 1929 году, а национализированные произведения отошли в состав краеведческого музея.

В 1983 году в бывшее здание Нарышкинской читальни переехала картинная галерея, торжественное открытие которой состоялось в июле того же года. Здесь же она располагается и по сей день.

В структуре галереи действуют фондовый, научно-экспозиционный, научно-просветительский отделы, библиотека, реставрационные мастерские (с 1970-х). В 1977 г. открыт филиал - Музей-усадьба А.М.Герасимова в Мичуринске.

Галерея – одна из достопримечательностей Тамбова, в ее фондах около 5000 экспонатов. Работают постоянные экспозиции русского, западноевропейского и советского искусства.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Датой основания Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова считается день открытия в Тамбове музыкальных классов Тамбовского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества 9 марта (26 февраля) 1882 года.

В 1900 году по поручению Императорского Русского Музыкального Общества на базе музыкальных классов было основано училище с 5-6 летним сроком обучения. В 1909 году Тамбовское музыкальное училище инспектировал известный композитор С.В.Рахманинов. Его оценка работы училища была положительной и сыграла огромную роль в дальнейшей судьбе учебного заведения. Есть и ещё одно легендарное имя, связанное с Тамбовским музыкально–педагогическим институтом. Здесь с 1912 по 1915 год учился автор марша «Прощание славянки» Василий Агапкин.

25 октября 1918 года училище было преобразовано в Народную консерваторию, которая, в свою очередь, стала Государственной. В 1922 году в связи с ликвидацией музыкальных округов, Тамбовская Государственная консерватория преобразована в музыкальный техникум с действующей при нём музыкальной школой. В 1936 году музыкальному техникуму возвращено наименование Музыкальное училище. В 1959 году музыкальному училищу было присвоено имя С.В.Рахманинова.

В мае 1996 года Постановлением администрации Тамбовской области Тамбовское музыкальное училище им. С.В.Рахманинова снова реорганизовано. На сей раз - в Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова с трехуровневой структурой профессиональной подготовки (детская музыкальная школа – музыкальное училище – институт).

За всё время своего существования институт (училище) отличался высоким уровнем профессиональной подготовки музыкальной элиты города и страны. Это остаётся неоспоримым фактом и по сей день.

Музейно-выставочный комплекс областного краеведческого музея

Рядом с территорией муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница имени Архиепископа Луки» стоит скромный особнячок постройки конца XIX века, выдержанный в стиле классицизма. Когда-то здесь размещался уездный военкомат, затем санаторий для детей, больных туберкулёзом, родильный дом и детское отделение второй городской больницы.

После такой нещадной эксплуатации помещение быстро пришло в непригодность. И после реставрации 29 декабря 1978 года особняк предстал перед тамбовчанами в новом свете. В нём был открыт музей истории медицины Тамбовской области. Создание такого музея было идеей тогдашнего главврача больницы Я.И.Фарбера, а основой экспозиций послужили материалы, собранные врачом – отоларингологом П.М.Крыловым. Несмотря на то, что подобный музей, являлся одним из немногих на территории нашей страны, было принято решение сначала передать его тамбовскому областному краеведческому музею, а позже прекратить его деятельность именно как музея истории медицины.

В настоящее время в здании, расположенном по ул.Гоголя, проходят выставки различные по своей тематике и направленности.

Кардиологический санаторий

В одном из живописных мест Тамбова, на углу улиц Набережной и Гоголя, среди цветов и зелени многолетних деревьев расположился Кардиологический санаторий, известный тамбовчанам как дом фабриканта Асеева или Асеевский дворец. Стиль архитектуры здания причудлив и разнообразен. Можно сказать, что это эклектика, хотя, безусловно, наблюдаются черты модерна и классицизма. Внутри помещения, где теперь располагается столовая кардиологического санатория, сохранились настенные и потолочные росписи. Иногда в здание допускают экскурсионные группы, но в виде исключения, могут пустить и отдельных посетителей.

Привлекателен для туристов и парк – дендрарий, принадлежащий санаторию. Его площадь составляет 6 Га, а возраст деревьев достигает 500 лет, как, например, у древнего дуба, который жители Тамбова с любовью и уважением называют «патриархом». Ходят легенды, что именно здесь впервые в мире был выведен, выращен и расцвел чёрный тюльпан.

Сам же дворец некогда принадлежал Михаилу Васильевичу Асееву, владельцу суконных фабрик, расположенных на территории тамбовской губернии. В Асеевское сукно одевали половину царской армии. Император Николай II даровал фабриканту дворянский титул. К сожалению, Михаил Васильевич слишком долго выбирал родовой герб. Революция не позволила Асеевым до конца воплотить мечту о дворянстве.

В процессе послереволюционной национализации у Асеева были экспроприированы все фабрики, а сам фабрикант вынужден был покинуть сначала Тамбов, а потом и Россию.

С 1946 года Дворец стал кардиологическим санаторием. К сожалению у властей никогда не находилось должных средств для поддержания хорошего состояния этого исторического памятника. Поэтому в середине 80-х годов потомок Михаила Васильевича Асеева предлагал отремонтировать здание за свой счёт. Правда, он поставил одно условие: в доме Асеевых должен быть музей. Советское правительство отказалось от предложения. До сих пор вопрос содержания памятника истории остаётся открытым.

ГУМ

Одним из исторических торговых мест Тамбова бесспорно можно считать Универмаг, расположенный в центре города на улице Советской. В XVI — XVII веках в русских городах начали строиться места, где могли останавливаться и вести торговлю купцы. Такие места назывались Гостиными дворами. Как правило, это была площадь прямоугольной формы, обнесённая крепостной стеной. По внутренним сторонам стен строились двух и трёхэтажные склады, где купцы хранили свои товары. Со временем площадь торговли расширялась, и магазинчики и лавки стали строиться и с внешних сторон ограждений. Позднее территория Гостиного двора в Тамбове была обнесена колоннадой. Наш Гостиный двор датируется концом XVIII века. Подобные памятники архитектуры в стиле классицизма можно встретить в различных городах нашей Родины.

Даже сейчас среди норковых шуб, современного покроя и сувенирных отделов с восточными кальянами и кубинскими сигарами, успешно соседствующих с церковными товарами, в ГУМе как бы ощущается чинное и величественное дыхание старины.

Кинотеатр «Модерн»

Одной из исторических достопримечательностей города Тамбова является кинотеатр «Модерн». Здание кинотеатра в своё время было перестроено в 1908 году из того, что стояло на углу улиц Большой Астраханской и Дубовой (ныне Советская и Комсомольская). Есть мнение, что именно на этом месте располагался трактир «Берлин», упомянутый в известнейшем произведении М.Ю.Лермонтова «Тамбовская казначейша»: «там два трактира есть, один Московский, а другой Берлин». Отличительной чертой и запоминающейся особенностью здания является аист, как бы застывший в полёте над центральным входом. Он появился здесь в 1911 году и стал визитной карточкой здания.

Как кинотеатр «Модерн» (в советские времена «Звезда») заявил о себе в 1910 году. Это был второй кинотеатр, открывший свои двери кинозрителю, в России.

В настоящее время кинотеатр временно закрыт на реконструкцию. Совсем скоро он станет частью современного торгово-жилищного комплекса с одноимённым названием.

Кинотеатр «Родина» (Родина – Киномакс, Плазма фильм)

Мало кто из тамбовчан знает, что в начале прошлого века на месте любимого ими кинтотеатра «Родина» располагалась усадьба одного из самых зажиточных горожан Н.Д.Матвеева. К западной ее части примыкало двухэтажное здание, на симметричном фасаде которого располагалось по три окна на каждом этаже. В самом же доме находилось коммерческое предприятие «Трехгорное товарищество». У общества был небольшой магазин, находившийся на первом этаже, и в нем продавались спортивные и электрические товары.

В 1908 году Матвеев начал возводить трехэтажное здание, которое должно было использоваться как доходный дом. И дом этот был самым внушительным и эффектным во всем квартале. На нижнем его этаже располагались магазины, а верхние арендовал Соединенный банк. После революции в доме некоторое время располагалось отделение тамбовского пролеткульта. В конце 20-х годов прошлого столетия здание сгорело во время пожара. А в конце 30-х годов на этом месте началось строительство самого большого в Тамбовской области кинотеатра. Окончание его постройки пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Внешний вид здания представлял собой набор форм и деталей различных архитектурных стилей. Зрительные залы кинотеатра носили названия по цвету стен - «Стальной» и «Голубой». Несмотря на то, что шла война, кинотеатр «Родина» открылся в декабре 1941 года. Вначале в нем показывали документальные фильмы, рассказывающие о сражениях и победах нашей армии под Москвой. Ветераны помнят, что в дни Великой Победы в «Родине» показывали художественный фильм «В шесть часов вечера после войны».

В 1954 году кинотеатр был закрыт на капитальный ремонт, и открылся только в начале 1956 года. После ремонта «Стальной» зал стал «Зеленым», появился третий - «Малый» зал. Он расположился на верхней части фойе. Тамбовчанам демонстрировались лучшие и современные фильмы тех лет. Многие помнят гигантские очереди за билетами на фильмы «Фантомас», «Письма мёртвого человека» и др. Но со временем и аппаратура, и помещение изрядно устарели, как, впрочем, и сама традиция ходить в кино.

И вот, после последней реконструкции, произведенной несколько лет назад, пред нами предстал обновлённый, выхоленный по последней моде кинотеатр. И, главное, вернулась добрая традиция смотреть фильмы «в кино».

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N 7

Основным направлением деятельности гимназии является углубленное изучение французского языка, предметов гуманитарного цикла. Изначально это здание было построено статским советником Михаилом Тимофеевичем Поповым как Питиримовская мужская гимназия, названная по имени Святителя Питирима (первого тамбовского святителя). В 1911 году учебное заведение было открыто, а вместе с ним в здании разместились одноимённые реальное училище и начальная школа. С ними соседствовала и община сестёр милосердия.

Всю историю своего существования как учебного заведения гимназия неоднократно преобразовывалась. Так в 1917 году она слала школой II-го разряда, а с 1960 года - школой с углубленным изучением французского языка. Далее, с ноября 1999 года по июль 2001 года новый статус - гимназия Тамбовского Государственного университета им. Г.Р.Державина. С 1 сентября 2001 года - лингвистическая гимназия, с 2002 г. - "Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N7". В июле 2008 года, казалось бы, была поставлена точка, и гимназия получила постоянного директора и решение Тамбовской городской Думы о реорганизации гимназии путем разделения на «светскую» и «православную», но уже в 2009 году на собрании управляющего Совета гимназии директором было сказано, что реорганизация МОУ "Гимназии № 7 им. св. Питирима епископа Тамбовского" не проведена и ее проведение в дальнейшем не планируется, а также в 2009–10 учебном году в МОУ "Гимназия № 7 им. св. Питирима епископа Тамбовского" не будет осуществляться обучение в 8–11 классах, в связи с чем родителям учащихся 7–10 классов предлагается по окончании текущего учебного года перевести детей в другие образовательные учреждения г. Тамбова.

Всё это нарушает принятый «Примерный план основных мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений города Тамбова на 2008–2010 годы», т.к гимназия не была разделена, а отсутствие 8-11 классов нарушает Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Надо отметить, что, не смотря на все перипетии, гимназия всегда была культурно-просветительским центром города. К примеру, в 1912 году актовый зал учебного заведения разместил выставку фотографического общества, на которую приехали фотографы из Киева, Новгорода и других городов. А с 1985 по 2005 годы в школе работала Заслуженный учитель РФ, кавалер ордена Ленина В.И.Каширина, которая создала школьный театр «Кибальчиш». В этом театре за время его существования состоялось 65 премьер и 1950 спектаклей. Репертуар был самым разнообразным - от классических сказок Пушкина до революционного «РВС» Е.Шерстобитова.

 

 

 

 

   

   

   

Прогулка по Тамбову. Храмы Тамбова

Наш город находится в центре Европейской части России и национально достаточно однороден – основную часть населения составляют славяне. Этим объясняется преобладание православной христианской религии, хотя на Тамбовщине представлены и другие конфессии – католичество, мусульманство, иудаизм.
До Октябрьской революции в городе было 33 православных храма, католический костел и протестантская церковь (кирка). В настоящее время храмы можно пересчитать по пальцам.
Спасо-Преображенская церковь была построена и освящена в 1636 г., в год основания Тамбова.
Три с половиной месяца ушло на сооружение деревянного двухэтажного здания и его отделку. В 1682 г. была открыта епархия, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным.
Решение о возведении каменного собора принял епископ Тамбовский Питирим. Начавшееся в 1694 г. строительство при жизни Питирима шло довольно быстро. Но после его кончины в 1698 г. работа приостановилась. За недостатком средств только в 1738 г. здание завершили деревянной надстройкой. Вскоре эта надстройка и колокольня при соборе обветшали и тамбовская канцелярия доносила в Сенат о бедственном состоянии церкви и необходимости средств на завершение ее строительства. В 1783 г. за достройку храма взялся тамбовский купец Матвей Бородин. Следствием большого временного разрыва между закладкой собора и продолжением строительства явилось смешение архитектурных стилей: собор был начат в древневизантийском стиле, а закончен в новогреческом. Расстройство торговых дел Бородина не позволило отделать верхнюю церковь и установить в ней иконостас. Ее ремонт осуществил в 1801-02 г.г. другой тамбовский благотворитель – купец Матвей Малин. В 1811 г., взамен деревянной, была заложена новая каменная колокольня, освященная в 1812 г.
К середине XIX века Спасо-Преображенскому собору требовался капитальный ремонт.
Был выполнен большой объем работ: заново перекрыта крыша, позолочены кресты, заменены полы и оконные рамы, оштукатурены стены и своды верхней церкви, установлены новые иконостасы…
Уменьшавшие помещение первого этажа лестницы в верхнюю церковь были разобраны, с западной стороны храма пристроили двухэтажную паперть с новыми лестницами. Эта паперть была увеличена во всю ширину фасада в 1905-06 г.г. И, наконец, необходимо упомянуть завершившие архитектурную композицию северный и южный флигели храма. План их строительства был утвержден в 1879 г.
В канун первой мировой войны при подготовке храма к торжествам канонизации святителя Питирима были отремонтированы стены, покрашена крыша, реставрированы иконостасы, установлена часовня над источником Питирима, заасфальтирована площадь перед собором. Работы проводились на средства известной тамбовской благотворительницы А.Н. Нарышкиной. Перед этим, в августе 1913 г., собор обследовали тамбовские архитекторы.
В Спасо-Преображенском соборе хранились главные тамбовские святыни, среди которых были
чудотворная икона Казанской Богоматери и написанная Питиримом икона Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В XVII-XIX веках храм был местом захоронения тамбовских иерархов, здесь были похоронены епископы Питирим, Феодосий, Феофилакт.
После Октябрьской революции в 1929 г. по решению местных властей собор закрыли для верующих. Были разрушены колокольня и часовня над источником Питирима, на месте северного флигеля построили жилой дом. Длительное время в храме размещался краеведческий музей. В его запаснике находились мощи святителя Питирима. По ходатайству Евгения, епископа Тамбовского и Мичуринского, в 1988 г. мощи были переданы Русской Православной Церкви. С возвратом храма верующим Спасо-Преображенский собор вновь стал духовным центром Тамбова.

Вознесенский женский монастырь.
Тамбовский женский монастырь основан, по преданию в 1690 г. епископом Тамбовским и Козловским Святителем Питиримом. Монастырь располагался на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки (сейчас - пересечение улиц Московской и Бориса Васильева). Первой игуменьей монастыря была родная сестра Питирима Екатерина. Акты и грамоты об основании монастыря сгорели во время пожара 1724 г. Монастырь возродился только к 1744 г., была построена монастырская стена. Во время реформы 1764 г. Вознесенская обитель получила статус штатного третьеклассного монастыря с суммой содержания в 375 рублей. Первая каменная церковь во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 г. в южной стороне монастыря. Ее архитекторами были послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Епископ Феофил, помогавший возведению храма, освятил его в 1798 году.


В истории Вознесенского храма были два крупных ремонта, начинавшихся в 1863 и в 1906 г.г. Храм был значительно расширен в 1907 г. строительством новых боковых приделов (во имя святой великомученицы Екатерины и во имя святителя Николая, епископа Мирликийского), его роспись мастерами из Москвы продолжалась до 1910 г. Второй каменный храм был заложен 29 мая 1816 г. Первый камень в основу возводимой церкви положил католикос Грузинской церкви Антоний. В 1820 г. состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (главный престол), приделы в честь пророка Божия и преподобного Алексия, Человека Божия. Первый большой ремонт храма состоялся в 1863 г., была заменена кровля, оштукатурены стены. В 1889-1890 г.г. церковь расширили пристройкой, в которой разместили хоры и ризную. В 1868 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот (Ольгинская школа), для которого за монастырской стеной в 1898 г. был построен двухэтажный кирпичный особняк (сейчас в нем находится центр образования молодежи).

Последние десятилетия XIX века отмечено строительством игуменьей Антонией (Аносовой) 2-этажного каменного здания для печения просфор, каменного каретного сарая и конюшни, рубленого амбара. По южной линии монастырской ограды она поставила деревянный дом на каменном основании для причта, каменные ворота с аркой, а возле них - двухэтажный дом для вратарницы и смотрительницы конного двора, 3-этажное общежитие с домовой церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского (1893 г.). Иконостас и храмовые иконы были изготовлены в мастерской Малышева в Троице-Сергиевой Лавре. Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. Построены еще 2-этажный каменный корпус, за чертой обители - 2-этажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 г. по проекту В.И. Фрейдмана была построена 2-этажная трапезная. В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка. Разрушение монастыря началось с декабря 1918 г. В 1925 г. Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 г. храм передали горсовету "для использования в культурно-просветительных целях", с колокольни сняли колокола. Скорбященский храм в 1929 г. был передан в ведение окрархива и взят "под охрану" государства. С начала 30-х г.г. ХХ века Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась. В 1988 г., в связи с Тысячелетием Крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений определил иерея Николая Торопцева в Скорбященский храм. Усилиями верующих началось восстановление храма и монастыря. Двухъярусный иконостас для церкви выполнили санкт-петербургские мастера. Через два года, 6 ноября, Владыка Евгений вновь освятил главный алтарь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", а 29 марта 1992 г. - придел во имя Преподобного Алексия, Человека Божия. В 1994 г. восстановили купол, и 29 сентября на нем был поднят крест. В 1997 г. был освящен новый, крестильный храм во имя святого Праведного Иоанна Кронштадтского. На территории монастыря также возведена воскресная школа, в 1996 году - водосвятная часовня, в 1998 г. часовня над могилой монахини Миропии и привратные постройки (пекарня, монастырская лавка и кафе), началось строительство келейного корпуса. Заасфальтированы дорожки и площадь перед храмом, устроены цветники, окаймленные узорными чугунными оградами. Вознесенский женский монастырь превратился в одну из красивейших обителей Тамбовской епархии.

 


Казанский мужской монастырь г.Тамбова основан в 1667 году старцем Иосифом. В 1764 году упразднён и обращён архиерейский дом.
В настоящее время монастырь возрождён, в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки.
Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Copyright © VIP-tour, 2008. All Rights Reserved